Как выбирать и эксплуатировать отбойные молотки

В настоящее время на российском рынке имеется множество инструментов с названием пневматический отбойный молоток различных производителей. Непрофессионалу сложно разобраться в том, какие молотки и для каких работ выбрать. Все отбойные молотки делятся на четыре типовых размера, технические характеристики которых представлены ниже.

Типовой размерный ряд пневматических отбойных молотков:

1-й типоразмер: удаление, разрушение или отбойка материалов средней прочности (кирпича, глины, асфальта), работы на весу и в стеснённых условиях;
энергия удара до 30,0 Дж;
частота ударов (+10%..-6%), до 45 Гц;
марки молотков: МО-1, МО-1Б, Permon SEK 4-1, 5-2, 6-2;

2-й типоразмер: общестроительные работы;
энергия удара до 40,0 Дж;
частота ударов до 34 Гц;
марки молотков: МО-2, МО-2Б, МОП-2, МО-2М, ПМ-2, Permon SK 9-5, 9-6;

3-й типоразмер: работа по прочным материалам, где требуется большая энергия удара, в основном вертикально вниз;
энергия удара до 45,0 Дж;
частота ударов до 20 Гц;
марки молотков МО-3Б, МОП-3, ИП-4613, Permon SK 13; SKA 10, 12;

4-й типоразмер: работа по материалам высокой прочности вертикально вниз;
энергия удара свыше 50,0 Дж;
частота ударов до 24;
марки молотков МО-4Б, МОП-4, Permon BKA 15, 20.

Ни один из заводов-изготовителей отбойных молотков явно не говорит, что его изделие предназначено для работ по бетону: в Руководствах по эксплуатации указываются уголь, мягкие руды, сланец, мёрзлая земля, глина и т.п. Но так сложилось, что строители и дорожники главным образом используют молотки для разрушения и удаления бетона, т.е. не по основному их назначению. При такой работе ударные нагрузки на детали и узлы отбойного молотка значительно выше, чем предусмотрено нормативами разработчика, и срок службы молотка существенно меньше гарантийного.

Работа отбойным молотком Atlas CopcoДля разрушения и удаления бетона используются бетоноломы: ИП-4608 (63 Дж, практически мало отличается от МО-4Б, снят с производства в 2006 г.), ИП-4607, ИП-4609, ИП-4612 (100 Дж, сняты с производства в 1992 г.), Б-1 (60 Дж), Б-2 (80 Дж), Б-3 (100 Дж). К сожалению, цены на бетоноломы слишком высоки, и потребители часто вместо них приобретают отбойные молотки. Общие рекомендации тут могут быть такие: 3-й типовой размер молотка – общие работы по бетону, 4-й типовой размер молотка – по прочному бетону.

Энергетические характеристики отбойного молотка зависят от давления сжатого воздуха. Чем выше давление, тем выше энергия удара и ударная мощность. В Паспорте молотка энергия и частота ударов указаны при номинальном давлении - 0,5 МПа (5 атм.) у отбойных молотков российского производства и 0,63 МПа (6,3 атм) у отбойных молотков импортного производства, в том числе производства Permon. Это давление является максимальным, при котором производителем разрешена эксплуатация пневматического отбойного молотка. Многие потребители, стараясь увеличить производительность молотка, повышают давление сжатого воздуха до 7-8 атм., при этом нагрузки на молоток, возникающие от обратных ударов инструмента (пики) по стволу, увеличиваются на 40-60%, соответственно более чем вдвое падает ресурс отбойного молотка.

Считается, что ситуацию “спасают” длинные пневматические рукава (~50 м), но это не так: падение давления на рукаве диаметром 16-18 мм и длиной в 50 м составляет не более 0,3-0,4 атм., а при включении молотка первые 3-4 удара имеют максимальную амплитуду (т.е. энергию), именно они и являются “самыми страшными“, которые разрушают молоток. Чтобы избежать преждевременных поломок молотка, следует отрегулировать компрессор на 5,0-5,5 атм. для российских отбойных молотков и 6,0-7,0 атм. для отбойных молотков импортного производства при длине пневматических рукавов до 50 м., а при большей длине пневматических рукавов от 50 до 100 м. необходимо повысить давление, на выходе из компрессорной установки еще на 0,5 атм.

В осенне-зимний период при температуре на улице от +5 до -5 град С, отбойные молотоки могут "обмерзать", причиной этого является наличие избыточной влаги в сжатом воздухе и резкое расширение его на выхлопе из молотка, сопровождаемое падением температуры (теоретически на 44 град С), т.е. даже при температуре окружающей среды +10 град С – на выхлопе -24 град С!!!). В каналах ствола и в клапанной коробке образуется лёд, который “забивает” все проходные каналы и сечения отбойного молотка и приводит к его отказу в работе. Такой молоток следует положить в теплое место, чтобы он оттаял. Некоторые потребители делают специальный отсек рядом с выхлопной трубой дизельного компрессора и отогревают “замёрзшие” молотки в нём. Ни в коем случае не следует оттаивать молотки в костре, газовой горелкой или паяльной лампой: от термических напряжений может повести ствол отбойного молотка или он может треснуть!!!

Помогает при “обмерзании” и обильное смазывание молотка дизельным топливом (через футорку по 20-30 мл): она разрушает структуру льда и делает его рыхлым, легко выносимым струёй воздуха из молотка. Следует иметь в виду, что новые молотки чаще повержены "болезни обмерзания", поскольку в них все зазоры между деталями минимальны: например, нередко примораживает ударник в стволе и молоток “мгновенно” прекращает работать.

Менее всего подвержены “обмерзанию” такие молотки, как МОП, ИП-4613 и МО-2К, а также отбойные молотки импортного производства, например Permon, поскольку движение сжатого воздуха внутри обойного молотка организовано иначе, чем в российских отбойных молотках. Лучшее решение против обмерзания отбойных молотков, а также увеличение ресурса отбойных молотков и бетоноломов - это подготовка сжатого воздуха, удаление из него воды (осушение) и добавление в сжатый воздух лубриканта (масла для смазки рабочих узлов отбойных молотков и бетоноломов). Для удаления влаги из сжатого воздуха используют влагоотделитель - сепаратор, внутри которого, за счет центробежной силы, извлекается влага из сжатого воздуха и выпадает в виде конденсата, возможно удаление влаги до 95%. Следующий этап подготовки сжатого воздуха - добавление в него масла, при помощи лубрикатора, маслянная эмульсия в сжатом воздухе смазывает рабочие узлы внутри отбоцных молотков и бетоноломов. Чешская компания Permon изготавливает готовые, собранные на единой раме, блоки подготовки сжатого воздуха(сепаратор, лубрикатор и гребенка, для подключения нескольких отбойных молотков на единой раме), а также изготавливает сепараторы и лубрикаторы: Permon SOOR, AOV 6, LR 2.

Расход воздуха отбойного молотка зависит от его ударной мощности и давления сжатого воздуха. Отбойные молотки российского производства, представленные на отечественном рынке имеют при давлении 5,0 – 5,5 атм. ударную мощность и расход воздуха соответственно:
- МО-2К, 2КА – 700 Вт и 1,1 м3/мин;
- МО-2М, МО-3М – 810-830 Вт и 1,5 м3/мин;
- МОП-2, МОП-3, МОП-4 - 890-930 Вт и 1,6-1,7 м3/мин;
- МО-2Б, МО-3Б, МО-4Б - 920-960 Вт и 1,6-1,8 м3/мин;
- ИП 4613 - 960-990 Вт и 1,8-2,0 м3/мин;
- кроме отбойных молотков российского производства на отечественном рынке представлены отбойные молотки и бетоноломы, европейского лидера, в производстве данного пневматического оборудования компании Permon, отбойные молотки и бетоноломы Permon, пожалуй, самые неприхотливые и надежные среди оборудования данного типа.